12.01.2024 09:27
Персоны.
Просмотров всего: 7020; сегодня: 4.

О режиссере, который снял первый звуковой фильм, рассказали в РГАЛИ

О режиссере, который снял первый звуковой фильм, рассказали в РГАЛИ

Дзига Вертов (1896–1954) стал одним из тех режиссеров, которые стояли у истоков зарождения документального кино, он снял первый звуковой фильм в СССР, применил эффект замедленного движения и придумал приемы, которые до сих пор используют в кинематографе.

Давид (Денис – после 1907 г.) Абелевич Кауфман, таково было его имя при рождении, появился на свет в семье книготорговца. Вслед за ним в семье родились еще два мальчика, также ставшие также кинематографистами: Михаил (Моисей) – советский кинооператор и режиссер художественного и документального кино и Борис (Борух) – французский и американский кинооператор, кинорежиссер и продюсер. Все дети довольно рано заинтересовались модной тогда фотографией и сумели сами сконструировать камеру-обскура, а заодно фотографировали сверстников подаренным им фотоаппаратом.

Профессиональное становление Дениса началось не с художественного обучения: после окончания реального училища он поступил в Психоневрологический институт в Петрограде, а в 1917 г. продолжил учебу на юридическом факультете Московского университета, одновременно работая в отделе хроники Московского кинокомитета при Наркомате просвещения. Денис, твердо решивший связать свою жизнь с кино, взял себе псевдоним Дзига Вертов – от польского dziga («волчок») и русского слова «вертеться».

С 1 июня 1918 г. в Советской России стал выходить киножурнал «Кинонеделя», киновыпуски расходились с агитпоездами по всей стране. Подготовкой киножурналов увлеченно занимался Дзига Вертов. А летом 1918 г. он смонтировал свой первый фильм-хронику «Годовщина революции».

Последующая история этого фильма уникальна, поскольку несмотря на его популярность и создание для проката 40 копий (!), хотя обычно делалось 3–5 копий, в годы Гражданской войны фильм был утрачен. Литературно-инструкторский поезд ВЦИК возил и показывал ленту по всей стране, и к началу 1920-х гг. позитивные копии «Годовщины революции» пришли в негодность, а негатив, по практике тех лет, был использован для других кинохроникальных фильмов.

Киновед С.М. Ишевская в 2017 г. в фонде В.В. Маяковского в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ. Ф. 336. Оп. 1. Ед.хр. 82) нашла афишу, в которой были приведены титры фильма, что дало точное представление о количестве и последовательности кинофрагментов. Искусствоведу Н.И. Изволову удалось обнаружить в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД) все фрагменты кинокартины, оцифровать их и осуществить повторный монтаж. Таким образом, был воссоздан легендарный фильм Дз. Вертова.

Возвращаясь к 1918 г., надо сказать, что карьера молодого режиссера шла настолько успешно, что осенью он возглавил Киносекцию Отдела агитационно-инструкторских пароходов и поездов ВЦИК. Вскоре он был командирован на фронт для руководства съемкой военных действий в ходе Гражданской войны, ездил с агитпоездами в качестве инструктора-организатора. Кадры, снятые во время поездок, вошли в выпуски хроники, а затем в созданные им документальные фильмы «История Гражданской войны» и «Агитпоезд ВЦИК». По инициативе Дз. Вертова начался выпуск тематических киножурналов «Киноправда». За 1922–1925 гг. вышло 23 номера журнала.

В 1925 г. Вертов приступил к созданию фильмов «Шагай, Совет! (Моссовет в настоящем, прошлом и будущем)», а через несколько лет – «Шестая часть мира». Оба фильма на самом деле выросли из рекламы Госторга. Однако киноленты настолько проникновенно рассказывали о Советском Союзе и его людях, что в итоге вышли за рамки рекламной «фильмы».

Параллельно с режиссерской работой Дз. Вертов выступил как теоретик нового направления в документальном кино, публикуя в печати статьи-манифесты, обосновывавшие методы и практические искания группы «Кино-оков» – творческого объединения советских кинодокументалистов.

В 1927 г. Дз. Вертов переезжает в Киев и на втором по мощности в СССР после «Совкино» государственном кинообъединении, на студии Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) создает документальный фильм «Одиннадцатый» (1928), посвященный одиннадцатой годовщине Советской власти.

В 1929 г. вышел его знаменитый «Человек с киноаппаратом». Эта лента стала одной из самых известных работ режиссера и одновременно воплощением главных идей и принципов документального кино группы «Кино-оков» и самого Дз. Вертова. По его словам, фильм сделал попытку «оформить факты стопроцентным киноязыком», минуя приемы литературы и театра.

В 1930 г. Дз. Вертов снял первый в СССР документальный звуковой фильм «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»). Пафос преобразований индустриализации как главного «инструмента» формирования нового человека эпохи коммунизма настолько захватил режиссера, что в следующем году он приступает к работе над фильмом «Три песни о Ленине». В него вошли кадры из его более ранних фильмов – «Ленинская киноправда», «В сердце крестьянина Ленин жив». В 1937 г. он создал фильм «Колыбельная», посвященный судьбе женщины в Советском Союзе и ее противопоставлению участи женщины за рубежом. Однако прямолинейность замысла и явно пропагандистское воплощение (как и «несуразность» первых вариантов сценария) привели к тому, что уже через пять дней после выхода в прокат картина была снята.

Последним предвоенным фильмом Дз. Вертова стала лента «Три героини» – о летчицах М.М. Расковой, П.Д. Осипенко, В.С. Гризодубовой.

Во время Великой Отечественной войны он работал в Алма-Ате на знаменитой Центральной Объединенной киностудии (ЦОКС), где создал фильмы «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941), «Клятва молодых» (1944) и «В горах Ала-Тау» (1944), посвященные жизни и борьбе советского тыла.

После возвращения в Москву Дз. Вертов вернулся на Центральную студию документальных фильмов (ЦСДФ), но ситуация существенно изменилась, и те принципы кинодокументалистики, которым режиссер остался верен, уже не воспринимались ни зрителем, ни весьма чутким к новым веяниям руководством киноотрасли. Подавляющее большинство его проектов отклонялось, он был отстранен от кинопроизводства – с обвинением в «отрыве от народа». Исповедуемые ранее режиссером пропагандистские приемы, актуальные на заре кинодокументалистики периода Гражданской войны, через четверть века воспринимались уже как механистические и примитивные. В последние годы жизни единственным проектом Дз. Вертова стал выпуск киножурнала «Новости дня». Всего до его ранней кончины появилось 55 выпусков.

Прошли годы, и творчество Дз. Вертова вновь стало интересно. Его работы изучают киноведы, манифестам «Кино-оков» посвящены многочисленные статьи, вышедшие в России и за рубежом, монографии Н.П. Абрамова и Л.М. Рошаля, сборник воспоминаний. В 1966 г. появился сборник произведений Дз. Вертова, куда вошли его статьи, сценарии, отрывки из дневников.

РГАЛИ является одним из главных хранителей материалов Дз. Вертова. Они сконцентрированы в его фонде (Ф. 2091), состоящем из двух описей, 764 единиц хранения.

Материалы первой описи были переданы в архив в 1958 г. вдовой Вертова – Елизаветой Игнатьевной Свиловой, которая и сама была выдающимся режиссером и монтажером документального кино, работала как вместе с мужем, так и над отдельными проектами. Ее фильм «Зверства фашистов» (1946) стал вещественным доказательством на Нюрнбергском процессе. Документы, составившие вторую опись, были переданы в РГАЛИ после смерти Е.И. Свиловой ее сестрой.

В фонде широко и полно представлены творческие и биографические материалы. Кроме того, документальные материалы Дз.Вертова имеются в других личных фондах РГАЛИ: В.Б. Шкловского (Ф. 562), С.М. Эйзенштейна (Ф. 1923), О.М. Брика (Ф. 2852), М.А. Кауфмана (Ф. 2986), Э.И. Шуб (Ф. 3035), в фонде Госкиноиздата (Ф. 966) и др.

Текст: И.Л. Решетникова, Российский государственный архив литературы и искусства.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Дзига Вертов. Конец 1920-х гг. РГАЛИ
Дзига Вертов. Конец 1920-х гг. РГАЛИ

Афиша фильма «Киноглаз». 1924 г. РГАЛИ
Афиша фильма «Киноглаз». 1924 г. РГАЛИ

Рабочие моменты съемки документального фильма «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»). 1930 г. РГАЛИ
Рабочие моменты съемки документального фильма «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»). 1930 г. РГАЛИ

Схема организации творческой лаборатории и выпуска фильмов «Кино-корреспондент». 1936 г. РГАЛИ
Схема организации творческой лаборатории и выпуска фильмов «Кино-корреспондент». 1936 г. РГАЛИ

«Годовщина революции». Перечень сцен картины-хроники Московского кинокомитета. 1918 г. РГАЛИ
«Годовщина революции». Перечень сцен картины-хроники Московского кинокомитета. 1918 г. РГАЛИ

Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ
Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ

Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ
Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11234 публикации
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_6600
Поделиться:

Интересно:

19.06.2025 19:43 Аналитика
Выручка холдинга Ventra достигла 24 млрд
Выручка холдинга Ventra за 2024 год составила 24,1 млрд рублей, что на 25% выше показателя предыдущего года (19,2 млрд). Все ключевые направления бизнеса показали рост по итогам 2024 года: HR-сервисы и аутсорсинг (Ventra), HR Tech (Ventra Go!), а также облачные решения — компания ITKey, с которой Ventra объединила активы в 2024 году.  В 2024 году число сотрудников на проектах холдинга достигло 17 000 человек. Экспертиза холдинга и ее вклад в развитие потенциала команд была высоко оценена сообществом: в минувшем году Ventra была признана одним из лучших работодателей России сразу по трем авторитетным версиям — Forbes, РБК и HeadHunter. Кадровый и аутсорсинговый бизнес Ventra достиг показателя выручки в 18,9 млрд рублей, показав рост на 15%. Успех обеспечен укреплением позиций на рынке ключевых направлений. В области профессионального подбора клиентский портфель был увеличен...
Дни Москвы в Тайланде пройдут в 2026 году
19.06.2025 18:37 Мероприятия
Дни Москвы в Тайланде пройдут в 2026 году
18 июня в рамках Петербургского международного экономического форума Министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин выступил спикером бизнес-диалога «Россия — Таиланд». В дискуссии также приняли участие заместитель Министра экономического развития РФ Владимир Ильичев, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Алексей Груздев, посол Королевства Таиланд в РФ Сасиват Вонгсинсават, торговый представитель Кабинета министров Таиланда Умеш Пандей и другие официальные лица. Среди тем — преодоление барьеров в двусторонней торговле, расчеты в национальных валютах, новые транспортные маршруты, двустороннее инвестиционное сотрудничество, зеленые технологии для устойчивого развития, «умные города». Участники также обсудили, как межрегиональное сотрудничество позволяет обмениваться опытом и внедрять инновационные технологии. Руководитель ДВМС Сергей Черёмин отметил, что...
ВЧК ликбез: Все на борьбу с неграмотностью!
19.06.2025 14:36 Аналитика
ВЧК ликбез: Все на борьбу с неграмотностью!
Совет народных комиссаров 19 июня 1920 года принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности или ВЧК ликбез. Постановления созданной комиссии имели обязательный характер. Она была образована для выполнения декрета о ликвидации безграмотности и руководила обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский. Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей - ликвидаторов неграмотности. Первый Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в...
Рисунки на одежде - это модно!
19.06.2025 11:46 Консультации
Рисунки на одежде - это модно!
Ничто так не привлекает внимания в потоке или группе людей, как изображения на одежде. Это могут быть рисунки, тексты, геометрические фигуры, фото. Всё это и есть принты. Они способны рассказать о вашем характере, настроении и взглядах на жизнь красноречивее любых слов. Мы живем в эпоху, когда стандартные вещи не всегда удовлетворяют потребности современного человека. Всё больше людей хотят подчеркнуть свою индивидуальность, выбрав наряд с уникальным дизайном. Индустрия моды предлагает огромное количество мотивов, перенесенных на ткань. Но особенно востребованы те принты, которые выполнены вручную, индивидуально для каждого предмета одежды. Одним из ярких представителей этого направления является российский бренд Misha'Le, основанный талантливым дизайнером Еленой Мишаковой. Главная особенность одежды этого бренда - индивидуальный подход к созданию принтов. Они не просто украшают...
226-летие сражения при Треббии в ходе Итальянского похода Суворова
19.06.2025 11:40 Аналитика
226-летие сражения при Треббии в ходе Итальянского похода Суворова
Любопытно, что это сражение произошло на том месте, где в 218 г. до н.э. знаменитый полководец древнего Карфагена Ганнибал разбил римлян. Весной 1799 г. начался Итальянский поход под командованием А.В. Суворова. В апреле союзные русско-австрийские войска в сражении на реке Адде нанесли поражение армии французского генерала Ж.М. Моро, вынудив его отступить сначала к Турину, а затем к Генуе. На помощь Моро из Тосканы выступила армия генерала Ж. Макдональда. Соединившись, французы получили бы значительное численное преимущество, поэтому Суворов решил разбить их порознь и первый удар нанести по более сильному из двух противников – Макдональду. К 6 июня Макдональд захватил город Пьяченцу и оттеснил авангардный отряд союзных войск, которым командовал австрийский фельдмаршал-лейтенант (звание, соответствующее генерал-лейтенанту в других армиях) Отт фон Баторкец. Отступив, он занял позицию на...