10.12.2024 14:00, Редакция: 19.05.2025 09:03
Аналитика.
Просмотров всего: 4298; сегодня: 8.

Первая книга на Руси: рукописная и печатная

Первая книга на Руси: рукописная и печатная

История показывает: когда хотят уничтожить народ, уничтожают его историческую память и его книги как носителя информации о народе и о его представлении о мире. Появление книги знаменует собой переход на более высокий уровень развития цивилизации. Некоторые книги являются произведениями искусства и входят в мировую сокровищницу; в их числе находятся и древнерусские книги.

В истории древнерусской книги отмечены два этапа: период рукописной книги и начало книгопечатания.

Первые рукописные книги на Руси

Долгое время первой древнерусской рукописной книгой считалось Остромирово Евангелие (XI век), но в 2000 году была обнаружена находка, которая изменила список древнейших книг Руси. При раскопках в Великом Новгороде в слоях X-XI веков были найдены три деревянные (липовые) таблички (церы), на восковой поверхности которых были записаны псалмы. Церы, изготавливаемые из плотного материала, были известны с античных времён; предполагается, что их небольшой размер позволял носить их с собой для фиксации кратковременных важных записей и использования их в качестве тетрадей для обучения. В списке новгородских древностей, обнаруженных до 2000 года, уже числилось 11 табличек для письма по воску, но новая находка, названная «Новгородская Псалтирь», произвела сенсацию: записи на табличках производились между 999 и 1010 годами, то есть во времена, близкие к началу христианизации Руси. Новгородская Псалтирь многими учёными стала считаться первой древнерусской книгой.

Размер книги-кодекса небольшой: 19×15 сантиметров, толщина сложенных вместе табличек не превышает одного сантиметра. Воск, на котором воспроизводился текст, заливался в вырезанные на табличках неглубокие ковчежцы (корытца). Исследования показали, что текст неоднократно затирался, после чего на гладкой поверхности воска писался новый текст. Предполагают, что Псалтирь использовалась в качестве учебного текста для обучения первого поколения христиан. Внешние таблички, украшенные рисунками и крестами, служили обложкой книги; скреплялись таблички кожаным ремешком, продетым в сквозные отверстия, или же деревянным стержнем.

Эксперты утверждают: Новгородская Псалтирь является самым ранним образцом русского варианта церковнославянского языка.

Первой древнерусской рукописной книгой, которая имеет чёткую датировку и дошла до нас в полном объёме, является Остромирово Евангелие. Имя основного переписчика Евангелия стало известно из подписи, выведенной на последней странице книги: «Аз Григорий диякон написах Еуаггелие сие». Там же были обозначены даты создания книги: 21 октября 6564 (1056) года – 12 мая 6565 (1057) года, то есть на подготовку книги ушло 7 месяцев. В те времена книги писались в монастырях по заказу знатных людей: из послесловия диакона Григория становится ясно, что заказчиком книги был новгородский посадник Остромир (в крещении Иосиф), принадлежавший к роду князя Владимира Святославича. Известно, что княжеский наместник погиб в 1060 году во время военного похода на чудь.

Остромирово Евангелие – это книга большого размера: её формат составляет 35,5×30 сантиметров. Написана она на 294 пергаменных (пергаментных) листах, изготовленных из тонко выделанной кожи молодых телят; на Руси пергаменные листы называли «харатья». Подсчитано, что для изготовления такого количества листов потребовалась кожа 175 телят. 

Работа переписчика («писца» или «списателя») была нелёгким трудом: за день можно было написать не более 3 листов книги. Лист сначала линовали с помощью линейки и острого шила, затем размечали формат текста: в Остромировом Евангелии текст делили на два столбца, оставляя широкие поля; каждый столбец состоял из 18 строк. Писали гусиным пером, которое срезали наискосок небольшим ножом (отсюда название «перочинный нож»); середину острия расщепляли. Для приготовления чернил использовались ржавое железо или сажа, к которым добавлялись дубильные вещества – наросты на листьях дуба, называемые чернильными орешками. Заголовки или буквицы (заглавные буквы) выделялись красной киноварью или золотой краской, которую готовили из смеси золотого порошка и рыбьего клея.

Написание текста требовало кропотливого труда и художественного мастерства. В Остромировом Евангелии буквы писали кириллическим «уставом» – строгим и чётким каллиграфическим письмом, в котором вертикальные линии буквы стояли строго перпендикулярно по отношению к линии строки. Буквы размером от 5 до 7 миллиметров должны были вписываться в квадрат. Каждый элемент буквы выписывался отдельным движением, при котором перо писца отрывалось от пергамена.

Буквицы, которые называли также инициалами, обозначали начало новой темы в тексте; обычно их увеличенный размер был равен пяти строкам. В Остромировом Евангелии содержится более 200 крупных инициалов, рисунок которых не повторяется. Буквицы щедро украшались растительными орнаментами и геометрическими узорами – такой стиль их оформления пришёл из Византии. Но мастера, создававшие Остромирово Евангелие, внесли в орнаменты свои элементы: в них появились крупные лица-маски, называемые «личинами», а также изображения звериных морд. Каждый новый раздел книги начинался с новой страницы, в верхней части которой помещалась заставка в виде разноцветного цветочного орнамента – всего в книге около 20 оригинальных заставок.

На иллюстрациях Остромировой книги были воспроизведены образы составителей Евангелия: евангелистов Иоанна, Луки и Марка. Четвёртый евангелист, Матфей, по какой-то причине не был изображён или его изображение было утеряно – для его образа был оставлен пустой лист книги. Самой известной миниатюрой (рисунком) Остромирова Евангелия является иллюстрация на первой странице рукописи, изображавшая евангелиста Иоанна Богослова. Изображение льва, помещённое в верхней части миниатюры, трактуется по-разному: как символ Иисуса Христа и как традиционный императорский символ, принятый в Византии, что может относиться к высокому положению Остромира в княжеской иерархии.

По содержанию Остромирово Евангелие является кратким апракосом – богослужебной книгой, содержавшей евангельские чтения, располагавшиеся по порядку их произнесения в храме. Необычным для древнерусской рукописи является наличие в тексте экфонетических знаков, предназначенных для обозначения долготы звука при чтении в храме, а также для акцентирования отдельных слов и фраз.

По замыслу заказчика, Евангелие должно было стать драгоценным вкладом в Софийский собор в Новгороде. Первоначально так это и было, а дальше подробная история Остромирова Евангелия не прослеживается за давностью лет. Известно, что бесценная книга побывала в одной из церквей Московского Кремля, а в 1805 году она была обнаружена в архивах императрицы Екатерины II. Первоначальный переплёт рукописи не сохранился; в середине XIX века для книги был создан серебряный переплёт-оклад, украшенный драгоценными камнями. К сожалению, этот переплёт был утрачен: в 1932 году его варварски сорвал злоумышленник, выполнявший работы по ремонту водопроводных сетей. Грабителя нашли, а переплёт решили не восстанавливать, так как оказалось, что его массивность пагубно сказалась на сохранности пергаменных листов Евангелия. Сейчас памятник древнерусской письменности и культуры, духовный символ России, хранится в специальном дубовом коробе в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Исследования книги продолжаются по её копиям.

В 2011 году Остромирово Евангелие было внесено в реестр ЮНЕСКО «Память мира».

Первая печатная книга на Руси

На Руси первая государственная типография появилась в XVI веке «по повелению царя и великого князя всея Руси Ивана Васильевича и с благословения преосвященного Макария митрополита». Переход к массовому тиражированию книг объяснялся государственной необходимостью. Основой идеологии на Руси было православие, каноны которого были записаны в христианской литературе. В рукописные книги Руси, неоднократно копируемые переписчиками разного уровня грамотности, вкрались многочисленные неточности и ошибки, которые искажали канонические тексты, что приводило к смятению в обществе и к появлению ереси. Кроме того, присоединение Иваном Грозным больших территорий требовало распространение православного учения на новые земли.

Первой русской датированной печатной книгой стала книга «Апостол», вышедшая 1 марта 1564 года; она была напечатана на государственном Московском печатном дворе. Первопечатниками были Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец. Предполагают, что Иван Фёдоров был приглашён в Москву митрополитом Макарием.

В послесловии «Апостола» перечисляются все мастера, участвовавшие в создании книги, и рассказывается о технологии печати: литеры и типографское оборудование имели местное, московское, производство. Процесс создания книги занял 11 месяцев.

Точный тираж «Апостола» неизвестен: предполагают, что он составлял от 600 до 2000 экземпляров; до наших дней дошёл 61 экземпляр. Текст книги, основу которого составляли Деяния и Послания Апостолов, мог использоваться как для церковной службы, так и для домашнего чтения. Применялся «Апостол» и для обучения грамоте.

Книга «Апостол» состояла из 267 листов или 534 страниц; на каждой странице располагалось 25 строк текста. Первые экземпляры книги обрезались переплётчиками, поэтому удалось установить только её примерный первоначальный формат – 28×18 сантиметров. Текст был напечатан на французской бумаге шрифтом «полуустав» – округлыми буквами с небольшим наклоном вправо. Переплёт был изготовлен из дерева и обтянут сафьяном с золотым тиснением.

Убранство книги, выполненное в старорусском стиле, составляют 48 красочных заставок, многочисленные инициалы и растительный орнамент, для выполнения которых применялась киноварь. Несомненным украшением книги является гравюра с изображением апостола Луки в триумфальной арке.

Один из экземпляров «Апостола» хранится в Российской государственной библиотеке в Москве.

В настоящее время сделаны электронные копии Остромирова Евангелия и книги «Апостол», и любой желающий ознакомиться с великолепными образцами древнерусской культуры может сделать это через интернет.

Изображение (фото): из открытых источников


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11074 публикации
Сайт: mednolit.com/pervaya-kniga-na-rusi-rukopisnaya-i-pechatnaya
Поделиться:

Интересно:

Рыцари на Руси
16.05.2025 14:17 Аналитика
Рыцари на Руси
Тема может вызвать недоумение: разве были рыцари на Руси? В поисках ответа нужно рассмотреть два аспекта вопроса: что означает термин «рыцарь» и есть ли сходство в основных характеристиках рыцарей Западной Европы и древнерусских воинов. О термине «рыцарь» Как появилось слово «рыцарь»? Одна из версий о происхождении термина ведёт к истоку многих языков – индоевропейскому языку, где слово «рыс» означало «скакать верхом», а «сар» обозначало знатного человека. По другой версии слово «рыцарь» ведёт своё начало от южнорусского слова «лицар, рицар», которое, в свою очередь, является видоизменённой формой польского «rycerz» (рыцеж). Подобная форма слова существует в чешском (rytieř) и других славянских языках. Первоосновой этих терминов считается немецкое слово «Ritter», означающее всадника. На чём основано убеждение, что рыцарство на Руси не существовало? Один из аргументов сторонников...
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
16.05.2025 13:11 Новости
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
Показы кинотеатральной военной реконструкции «Победа! Знамя над Рейхстагом!» в кинопарке «Москино» проходили с 1 по 11 мая. Их посетили около семи тысяч человек. Для грандиозной постановки была построена уменьшенная копия Рейхстага. По обеим сторонам от главного входа установили экраны, на которых транслировали кадры хроники и специально снятые игровые фрагменты. Плохая погода не помешала зрителям прийти на показы — все дни трибуны были максимально заполнены. На протяжении восьми дней гости наблюдали за профессиональной игрой артистов Сергея Маховикова, Алексея Колгана, Ивана Замотаева, Сергея Селина, Алексея Кравченко, Виктора Добронравова и других. Поэт Влад Маленко, исполняя в постановке роль корреспондента, прочитал свою поэму «Знамя Победы». Полуторачасовое представление с использованием раритетной военной техники стало вторым подобным проектом режиссера Игоря Угольникова. «Идея...
День основания Общества Красного Креста в России
15.05.2025 10:08 Аналитика
День основания Общества Красного Креста в России
«Per humanitatem ad pacem» (Через гуманизм к миру)  3 (15) мая 1867 г. после ратификации Женевской Конвенции (10 мая 1867 г.) император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах под покровительством своей жены — императрицы Марии Александровны. В 1879 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), его целью было предотвращение и облегчение человеческих страданий в мирное и военное время. С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. В 1868 г. по инициативе РОКК в Петербурге прошла Международная конференция, принявшая Декларацию, запрещавшую использование в боевых действиях разрывных пуль. При деятельном участии России созывались конференции в Брюсселе (1874) и Гааге (1899), подготовившие Конвенцию...
В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...